Философский символизм

Современные критерии искусства требуют не столько оригинальности форм и техник, сколько философского и неоднозначного содержания произведений. Сегодня говорить о причастности оригинального художника к какому-то конкретному течению было бы в корне неправильно. Европейское изобразительное искусство, в самых ярких своих представителях, выходит из конкретных определений течений и формулировок. Многие авторы, создающие свои индивидуальные техники и подходы, уже с большой натяжкой укладываются в традиционные направления.

Рассматривая творчество художника Александра Насекина, мы можем говорить об органичном выражении внутреннего содержания в художественных формах, очень тонко его передающих. К тому же, графика, в которой он преимущественно работает, вообще представляет собой, как утверждают словари, «более высокую степень художественного обобщения» по сравнению с объемным выражением мира в скульптуре и живописи.

Сегодня трудно давать точные определения многим направлениям и тенденциям искусства. Однако творчество Насекина, склонного к современным формам, можно в некоторой степени определить как философский символизм.

Современная философия в раздумьях о человеческой природе, в поисках человеческой души обратилась к подсознанию и внутреннему посылу любого действия и поступка. Искусство, следуя за философией, все более и более оставляло за внешними формами лишь функцию оболочки для мятущейся человеческой души.

Соединив в себе философа и художника, Александр Насекин, естественно, использует элементы реального мира. Но его видимые формы соединяются его творческой фантазией в композиции с закрытым содержанием, полным тайных знаков и намеков. Судьба, рок, предопределенность довлеют над человеком. Причем, он предстоит в двух своих ипостасях: как часть природы и как духовное существо. Человек ощущает современную эпоху как антигуманную, характер технического прогресса как агрессивный. Внутри себя он пытается создать мир в соответствии со своими интуитивными ощущениями.

Достаточно определенная техника пуантилизма в раннем творчестве автора уже тогда использовалась в несколько своеобразном подходе. Классический пуантилизм, в основой своей массе всегда был «пленэрным». По крайней мере, стремился максимально приблизиться к живой природе. Ярким примером тому является импрессионизм, вибрирующий оттенками и нюансами воздуха и света. Насекин же отдал эту технику на откуп своим загадочным философским темам. Это и Библейские сюжеты с оригинальной трактовкой, самостоятельные сюжетные композиции, знаково-фигуральные работы… Все они отличаются определенным, присущим именно этому мастеру напряжением.

В работах серии «Дуализм», начатой в 2003 году, в таких листах, как «Четверг», «Единица измерения» Насекин уходит от найденной манеры, выходит на новый уровень, адекватный внутренней полноте его работ. Одна из последних серий, начатых художником, носит название «Камасутра». В них нет ничего, что рисует наше воображение. Признавая за древней наукой любви качество философского учения, художник идет за чувством внутреннего желания, стремления, соединения и познания этой бездонной чаши человеческих чувств. Именно чувство, а не действие воплощено в его листах. В технике исполнения видим замечательный, совершенно новый уровень. Цветными акварельными карандашами он создает очень плотную, почти монохромную, но очень глубокую поверхность. Это создает совершенно особую атмосферу произведения.

Холсты и графические листы Александра Насекина звучат минорно. Меланхолично обреченное перетекание линий и форм человеческого тела является архитектонической основой композиции. Внутренняя жизнь человека, его боль и страдание не искажает лица, они бесстрастны и часто превращаются в лица-маски. Но изломаны тела, сплетены в странных поворотах и позах, соединены в необъяснимых ситуациях. Эта странность и недосказанность дают толчок активному созерцанию, сопереживанию зрителей. Насыщенная цветовая гамма, всегда абстрагированная, усиливает характеристику его образов.

На сегодня Александр Насекин – один из интересных и самобытных художников современности. В его уникальных работах ярко выражена философия собственной гармонии человека, тайна его переживаний, отношение человека к человеку и вечный диалог человека с Богом.

Антонина Мордвинова, кандидат искусствоведения